Утраченные храмы города Данилова

Посвящается 235летию образования города Данилова

Сегодня, обозревая почти 500-летнюю историю Данилова (села Даниловского) от упоминания Даниловских пустошей в 1457-1460 годах до наших дней, убеждаешься, как мало или почти ничего сохранилось от старинных православных храмов на месте современного города. Скудость исследованных источников и отсутствие, каких-либо археологических изысканий не позволяет определить точное время их постройки, но скорее всего появление первых храмов следует отнести к первой половине XVI-го или еще ранее, к рубежу XV-XVI веков.

В отличие от городов Ростово-Суздальской Руси, изначально возникающих из укрепленного острога или крепостных сооружений, окружающих его по периметру, Данилов появился как село (слобода) и поэтому не имел строго определенного центра. На старинном регулярном плане города, составленном в 1780 году вскоре после образования города, показаны Соборная площадь возле Воскресенской церкви и Преображенская – на месте бывшего Преображенского монастыря. Именно с этих участков, свободных от других построек пошло развитие села, а затем и города. Именно здесь и были построены первые даниловские храмы. Скорее всего, это были деревянные церковь во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, церковь Воскресения Христова, а также Преображенская церковь. Достоверные документальные сведения об их постройке или возобновлении относятся к XVII веку, хотя, несомненно, что храмы существовали и до этого времени.

1. Церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи

Это один из первых даниловских храмов, малоизвестный краеведам и общественности. Теплая деревянная церковь во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи с приделами Сергия Радонежского и Марии Египетской была построена в 1630 году около Преображенской при активном участии старца Сергия Булычева. При упразднении мужского монастыря в 1640 году она была переведена в Колесникову пустынь вместе другим имуществом. В 1653 году, по челобитью строителя Колесниковой пустыни старца Пимина в «селе Даниловском на старом церковном месте», возле церкви Преображения, была сооружена новая церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи с приделом св. Параскеевы Пятницы1. После этого времени Предтеченская церковь не упоминается в документах. Пророку и Крестителю Господню Иоанну Предтече посвящается один из приделов каменного храма, сооруженного в XVIII столетии.

2. Воскресенский собор

Воскресенский собор  города Данилова, фото начала XX века
Воскресенский собор города Данилова, фото начала XX века.

Расположенный на вершине холма, соборный комплекс являл собой важную архитектурную доминанту окружающей местности. Его можно было увидеть с любой из дорог, ведущих к Данилову. Ансамбль собора состоял из трех зданий: летней церкви Воскресения, зимней церкви Смоленской богоматери и отдельно находившейся от них колокольни. Храмы, а также колокольня находились друг за другом на Соборной площади современного Данилова.

На протяжении нескольких столетий площадь была центром села (а затем и города), впервые упоминаемое как дворцовое село Даниловское в царской грамоте 1586 года2. Именно здесь, в этом «историческом центре» современного Данилова возникло сельцо или слободка и, соответственно, могла появиться церковь при ней. Вероятней всего, что в Данилове (селе) в этот период (с середины XVI века) существовал один или два небольших деревянных храма. Упоминаемое в грамоте царя Федора Иоанновича вместе с селами Давыдовское и Великое, Даниловское село располагалась вокруг нынешней Соборной площади и частично за рекой Пелендой. К селу «тянули» также упоминаемые в документах деревни Брагино, Иванники, Мутыкалово, Матвейково, Анфимово. В основной массе в небольшом селении, относящемся к Приказу Большого Дворца, жили крестьяне, работавшие на государевой пашне окрестных деревень. Другую часть жителей составляли «непашенные» крестьяне, занимающиеся мелким ремесленным трудом, и не обрабатывающие землю, а также «бобыли», кормившиеся случайной работой.

Главным храмом села была деревянная церковь Воскресения, названная в царской грамоте 1629 года «старой», следовательно, существовавшая на этом месте и в прошлом. Грамота царя Михаила Федоровича об отводе мест под кельи для устроения мужского монастыря говорит о старцах с братией, «живущих в селе Даниловском с мирскими людьми вместе» около «старого храма Воскресения Христова» 3. Старцев (восемь человек) велено было от него «отвести и поставить кельи у нового храма Преображения на старом дворцовом месте». Живущие у «старого» Воскресенского храма старцы с братией – монахи, находившегося здесь, вероятно еще в XVI столетии мужского монастыря. Что это был за монастырь и когда он появился, трудно сказать что-либо определенное, но, что этот сам храм был построен одним из первых, вероятней всего. В этой связи интересна вкладная грамота посадских людей села Даниловского Афанасия, Григория и Никиты Григорьевых, датированная 7065 годом (1538 от Р. Христова)(!). (Правда, в тексте печатного источника зачеркнуто 0 и исправлено на «1», что переводится как 1657 год, однако, скорее всего, 1538 год здесь более подходит). Вот текст этой грамоты: «Се азъ Костромского уезду государева дворцового села Даниловского посадцкие люди Афанасий Григорьев да Никита Григорьев отдали есмя к Даниловской (слободе – прим.) на посаде, в новом посаде, против Преображенского монастыря дворовую свою и огородную купленную порожную землю, вкладу за четыре рубли по родителях своих, села же Даниловского, Живоначальной Троицы Колесниковы пустыни строителю Авраамию с братьею. {.........} А отдали есмя ему строителю Авраамию с братьею ту свою дворовую и огородную землю в веки, а им строителю Авраамию с братьею за ту землю родителей наших в синодик написать и поминать как прочих. А на ту нашу дворовую и огородную землю нет ни кабал, ни купчих, ни в чем не заложена и не продана, опричь сей данной духовной памяти.
В том есмя ему строителю Авраамию с братьею и данную дали: а на то послуси – села Даниловского посадцкий человек таможенный дьячек Андрей Иванов. А данную писал села Даниловского посадский человек Мирошка Антонов сын лета 7065 июня в 28 день.
К сей данной Воскресенский поп Елисей вместо сына своего духовного Афанасия да сына Никиты руку приложил
».

Точное место расположения «старого» Воскресенского храма XVI –XVII веков, упоминаемого в грамоте 1629 года определить трудно, как нет о нем никаких известий и в последующее время. Однако на Соборной площади всегда существовали свои храмы, так как это было место церковное и довольно древнее.

На рубеже XVIII-XIX столетий здесь находились каменная церковь Воскресения Христова с двумя приделами, а также церковь Одигитрии (Смоленской иконы Божьей матери). Об этом говорит «Топографическое описание Ярославской губернии» 4, сделанное в Ярославле в 1797 году: «О городе Данилове….(л.76) В нем примечания достойных зданий не имеется, церквей три: 1-ая соборная Воскресения Христова с приделами Петра и Павла и Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
2-ая деревянная Одигитрия Смоленская Богородицы с 4-мя приделами.
3-ая деревянная же Преображения Господня».

Известно, что первой церковью в каменном исполнении в Данилове считается Смоленская, построенная в 1713 году. Но каменным обычно были главные храмы, считавшиеся соборными. Скорее всего, Смоленская (та, что стерта с лица земли) это и есть Воскресенская церковь, упоминаемая в топографическом описании, а также в царской грамоте 1629 года.(!) В это же время, около нее существовала также деревянная Благовещенская церковь (она же Одигитрии), находившаяся примерно на месте нынешнего Дома Культуры.

В 1820 году, согласно выписям даниловского краеведа А. Шаховского из «2-ой соборной книги Достопамятностней отца Александра Ярославского», в Данилове начато строительство нового каменного собора: «Постройка летнего собора начата вместо обветшалой деревянной церкви 105 лет тому назад, а именно в 1820 году. Окончена его постройка 1827 г. усердием Н. Д. Поташина».

Новая каменная церковь вскоре (в 1839 году), была перестроена, получив посвящение Воскресению Словущего.

В таком виде летний храм просуществовал до середины XX века, пока не был перестроен под ныне существующий Дом Культуры.

Четверик украшали пять «луковичных» глав на высоких барабанах. Своды храма опирались на четыре мощных пилона. К основному объему с востока примыкала трехапсидная алтарная часть, с запада (там, где сейчас кинозал) – невысокая галерея – паперть.

По своей композиции Воскресенский храм был схож с Успенским собором ростовского кремля, построенным в XVI столетии. Главный престол был посвящен Христову Воскресению. В правом приделе был престол преподобного Ильи и великомученика Дмитрия Солунского, в левом – преподобного Симеона Столпника и Святого Николая Чудотворца. Воскресенскому собору принадлежала церковь Часовенная (существовала на месте нынешней Никольской). Она была построена в 1893 году, вместо деревянной церкви, находившейся возле Торговой площади. Алтарь храма был посвящен особо чтимой в Данилове иконе Святого Николая Чудотворца.

Монументальность объемов Воскресенского храма удачно контрастировали с небольшими формами теплой Смоленской церкви, располагавшейся на несколько десятков метров западнее. Церковь имела продольно-осевое расположение. Горизонтальное расположение основного объема подчеркивались низкой алтарной частью и длинной невысокой трапезной. Четверик венчали пять небольших глав на тонких барабанах. Построенный в 1713 году, (по данным краеведа Шаховского) храм во имя Смоленской иконы Божьей Матери (Одигитрии) имел два придела.

Главный престол был посвящен Смоленской иконе Божьей Матери, в правом приделе находился престол во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, в левом – святых Апостолов Петра и Павла.

В 1883 году трапезная палата церкви была переустроена для устройства при ней помещения для ризницы и церковного архива. С левой стороны Смоленской церкви находилась каменная шатровая часовня в честь Животворящего Креста господня (в настоящее время утрачена).

3. Церковь Преображения

Церковь Преображения Христова
Церковь Преображения Христова.

Церковь построена по указу и благословлению святейшего патриарха Московского и всея Руси Филарета в дворцовом селе Даниловском на старом дворовом месте в 1626 году5. Вскоре, по грамоте царя Михаила Романова: «в селе Даниловском к новой церкви к Преображению Спасову» было отведено место под мужской монастырь, строителем которого стал весьма деятельный старец Сергий Булычев. Сергий, как сказано в челобитной грамоте к патриарху Филарету, «от дворян и детей боярских разных городов», был «духовен и крепкожителен, хмельного ничего не пил, и монастырское строение было ему за обычай». Управлявший монастырем до 1632 года, он был заменен (по ложному доносу) Рождественского монастыря черным попом Симеоном, которому строителя Сергия «велено было счесть по приходным и расходным книгам и выслать из монастыря вон». Однако вскоре, после разбора дела у патриарха, Сергий был возвращен в обитель. Будучи уже далеко не молодым, он отказался от «строительства» и ушел на покой, оставив управление старцу Антонию Жареному (умершего в 1636 году). Еще 1631 году Сергий, «ради своей немощи….. дал вкладу» на помин своей души в монастырь в размере 23 рублей. Сумма по тем временам значительная.

Первоначальный вид Преображенской церкви известен из описи монастыря, сделанной в 1631 году писцом Яковым Кондыревым и подьячим Василием Архиповым6.

Храм был деревянным, двухэтажным и имел два придела. Верхний этаж занимала церковь Михаила Малеина, по имени святого, тезоименитого царю Михаилу Федоровичу. В нем находились «образ Преображения Спасово на золоте», престол, царские врата и деисусный ряд икон по числу двунадесятых праздников. Кроме этого, здесь же была чтимая икона святого Макария Желтоводского: «да в той же церкви преподобного отца нашего Михаила Малеина, образ Макария Желтоводского, в киоте на золоте».

Особую значимость для вкладчиков и благотворителей монастыря имела икона Казанской Богородицы, обретенная «чудесным образом» в Даниловском вероятно незадолго до того, как появился сам храм. Образу Богородицы была посвящена нижняя часть церкви: «Да в том храме внизу церковь во имя Пречистыя Богородицы Казанския, в киоте; у ней (так в тексте – прим. автор) прикладу сорок девять крестов золоченых и незолоченых, да пятеры сережки, две гривенки… образ Пречистой Богородицы на золоте, образ местный Николы Чудотворца».

В 1640 году, когда монастырь был переведен в Колесникову пустынь, деревянный храм Преображения был оставлен на прежнем месте. В царской грамоте в село Даниловское Сытного Дворца векошнику Федору Бохину предписывалось «из Преображенского монастыря церковь теплую со всем церковным строением и кельи и ограду и житницу с хлебом и всякое церковное строение ….. в Троецкий монастырь перевести села Даниловского и нашего двора место совсем очистить. А больше б холодные церкви и часовни переносить не велел и велел строителю тот Троицкой монастырь и церковь Преображение Спасово строить и ведать с братию»7. Пересена была в Троицкую Колесникову пустынь также икона Казанской Божьей Матери, чудом сохранившаяся после пожара 1639 года.

Предназначение церкви. Преображенский храм как часть Московского кремля (?)

Как следует из грамоты царя Михаила Романова, церковь Преображения и монастырские кельи были построены «на полатном месте, где был наш старый дворец», вероятно существовавший здесь и в XVI веке. Но что это был за дворец и для чего он предназначался? Историкам известны путевые или загородные дворцы монархов в Коломенском, селе Воздвиженском под Москвой, в знаменитой Александрове слободе, служащие для отдыха и приема послов вне территории Кремля. В Даниловском такой «резиденции» монарха никогда не существовало. Однако, дворец у нас все-таки был, но не в качестве места пребывания великого государя, а как часть московского Государева двора, называемого Сытным. Основным предназначением Сытного Дворца было изготовление хмельных напитков, меда и восковых свечей для царского обихода. Вместе с Кормовым, Житенным, Хлебенным двором, Сытный двор обеспечивал столовыми запасами, и разного рода хмельным питьем (в том числе водкой) царское застолье. Собственно сытный двор находился в Москве на территории Кремля, а в дворцовых селах и волостях жили сытники, стряпчие, ключники занимавшиеся заготовкой, сбором и хранением меда и хмельных напитков.

О том, чем занимался Сытный дворец, мы узнаем из книги русского историка Ивана Егоровича Забелина (1820 -1908) «Домашний быт русских царей в XVI-XVII веке»: «Сытный дворец заведовал хмельным питьем всякого рода, приготовлял и сохранял в особенности меды и свое имя получил еще в древние времена, т.к. сытою обозначался самый первоначальный способ приготовления медового питья, которое состояло из воды, насыщенной медом. Сырой мед доставлялся в царский обиход……при значительном количестве воска, почему сытный дворец заведовал также и изготовлением восковых свечей для церковных потребностей, и для хоромного освещения. Главный или в собственном значении Сытный дворец размещен был в подклетных палатах, погребах и ледниках, находившимся под всем зданием Теремного Дворца, под полатами приемными и набережными, около церкви Спаса на Бору, так что этот собственно церковный двор обыкновенно именовался Сытным дворцом».

«Спасо-Преображенский храм, некогда очень чтимый Великокняжеский монастырь, богомолие великих князей и великих княгинь, теперь в XVI и XVII вв. становиться приходским храмом всех служителей внутренних отделений Дворца, именно дворов Сытного, Кормового и Хлебенного. Сюда приходили молиться ключники, стряпчие, сытники, повара и другие приспешники, для которых церковная служба начиналась ранее обыкновенно, – чтоб справясь, шли всяк на свой приспех», – продолжает далее историк, описывая Государев двор.

Такой же церковный двор и палаты с погребами, судя по царским грамотам, находились и в Даниловском селе (во второй половине XVI в). Около и вокруг Преображенской церкви издавна существовал «Царев посад», запустевший после многих «невзгод» Смутного времени и частично возобновленный с постройкой монастыря. Храм был главным в этом посаде и, как Спасо-Преображенская церковь в московском Кремле, служил для государева богомолья.

Старинные даниловские храмы Преображенский, Усекновения Иоанна Предтечи, а также Казанской Богородицы на протяжении XVII столетия неоднократно уничтожались в огне пожаров, пока в 1681 году по благословлению патриарха Иоакима «велено было в дворцовом селе Даниловском на старом церковном месте построить одну церковь во имя Преображения Спасова»8. Она продолжала существовать на окраине села в продолжении всего следующего XVIII-го столетия, а уже в 1806 году на средства прихожан была построена новая каменная церковь Преображения с тремя престолами.

Главный престол храма был посвящен Преображению Господню, в правом приделе находился престол Казанской Иконы Божьей Матери, в левом – престол Святителя Иоанна Милостивого.

На месте алтаря деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи, одного из старинных храмов Данилова, с северной стороны церкви, была сооружена каменная часовня, существовавшая здесь до середины XX века.

Храм имел следующие чтимые святыни:

  1. Святой напрестольный крест с мощами 4-ых угодников Божьих;
  2. Икона Неопалимой Купины, местная, находящаяся в главном храме. В городских крестных ходах считалась как особо чтимая.
  3. Икона Казанской Божьей Матери, местная. Икона находилась в правом приделе храма и почиталась особым молебном каждое воскресение.
  4. Икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радости.

4. Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери

Церковь упоминается в выписи из писцовых книг костромского уезда, данной в 1631 году строителю Даниловского Пречистенского монастыря старцу Сергию: «А на монастыре церковь Пречистые Богородицы Казанские вверх шатром…. Да по монастырю места вдоль сорок восемь сажень, поперек сорок шесть сажень. Да у монастыря часовня да у часовни дом. Да вновь отмерено под скот и под корм на Цареве посаде пустого места вдоль шестьдесят восемь сажень, поперек двадцать восемь сажень...» 9. Возможно, что церковь находилась возле Преображенской, построенной в 1626 году (о ней рассказывалось выше).

Уничтожаемые огнем или от рук человеческих, святыни Данилова всегда ставились по традиции «на старом церковном месте», там, где когда -либо существовала церковь. Преемственность традиций поддерживала народную память, а с ней духовную и нравственную основу самой жизни.

Источники

  1. Ярославские Губернские Ведомости, 1852 (неофициальная часть). №№16-18, 20, 25,27,32,35,42,47,49;
  2. Ярославские Губернские Ведомости, 1853 (неофициальная часть). №№ 2, 38,39,40,41, 43,44.
  3. Грамоты коллегии экономии. Вып. 4, 1917. 656. 7149г. марта 31, с.191
  4. Исторические акты ярославского Спасского монастыря. Изд. Вахрамеевым. М.1896. Т.1 Княжие и царские грамоты; LXII.

Литература

  1. Борисов Н. С. Ярославское Заволжье. М. Астрель, 2007.
  2. Забелин И. А. Домашний быт русских царей в XVI–XVII вв. М., 1990.
  3. Ковалев И.Л. Данилов – Любим, Верхневолжское книжное издательство. Ярославль, 1973.
  4. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908.
  5. Титов А.А. г. Любим и упраздненные монастыри в Любиме и его уезде. М., 1890.
  6. Савинова И. Соборная площадь // «Северянка», 21.09.1998.
  7. Савинова И. Город Данилов. Взгляд сквозь века // «Северянка», 31.08. 2.09. 1995.

Примечания к тексту

  1. Ярославские Губернские Ведомости, часть неофициальная. 1852, № 47.
  2. Исторические акты ярославского Спасского монастыря. Изд. Вахрамеевым. М.1896. Т.1 Княжие и царские грамоты; LXII. С. 74.
  3. Ярославские Губернские Ведомости, часть неофициальная, 1852. № 16.
  4. Дитмар А. Б. Над старинными рукописями («Топографические описания» Ярославского края конца XVIII века) Ярославль. 1972 с. 76 – 80// О городе Данилове.
  5. Ярославские Губернские Ведомости, часть неофициальная, 1852. № 16.
  6. Ярославские Губернские Ведомости, часть неофициальная, 1852. № 35.
  7. Грамоты коллегии экономии. Выпуск 4, 1917. 656. 7148 г. 18 янв., с.191.
  8. Ярославские Губернские Ведомости, часть неофициальная. 1852, № 40.
  9. Титов А. А. г. Любим и упраздненные монастыри в Любиме и его уезде. М., 1890.