Ближе к храму

«Мой Данилов», от 01.10.08, в сокращении.

Сегодня в Даниловском районе вкупе с городскими церквями более или менее сохранилось 38 (39)* зданий православных храмов. Из их числа действующими являются лишь 10, включая Казанский собор на Горушке, Вознесенскую и Никольскую церкви в Данилове. Архитектура каждого из храмов своеобразна, имеющая свои отличительные особенности. Есть храмы, величественные по размерам и формам, такие, как Свято-Троицкий храм в Горинском или храм Смоленской иконы Божьей Матери в Середе, а есть относительно небольшие – ц. Преображения в селе Новом или ц. Благовещения в Реброво. Есть храмы, сохранившиеся не целиком: с утраченными куполами, колокольней, средней частью, однако есть и такие, которые прошли путь от своего создания доныне без значительных изменений во внешнем облике, но, разумеется, не во внутреннем убранстве.

Следует отметить, что год текущий юбилейный для ряда храмов, расположенных в пределах современных границ Даниловского района. Наиболее круглые даты от года возведения, своего освящения отмечают (или отметили бы, будучи действующими) следующие храмы: ц. Великомученика Федора Стратилата в одноименном селе, что под Середой, Троицкая ц. в бывшем селе Ильинском (располагается в восточной части района, на левом берегу реки Кончи), ц. Рождества Богородицы в бывшем селе Новополеве (находится в юго-восточной части района, вблизи речки Поташевки), Казанская ц. в селе Хабарово. Всем указанным храмам исполняется в нынешнем году 200 лет. Помимо них, есть церковь, каменное здание которой насчитывает трехсотлетнюю историю существования. Речь идет о летнем храме Казанской иконы Божьей Матери в с. Григорково (в досоветское время – Архангельском-на-Касти). Наверное, каждый из нас видел его массивный купол, проезжая по автотрассе Москва-Холмогоры мимо упомянутого села.

Хочется приоткрыть завесу исторической правды, если такова возможна, и в общих чертах рассказать обо всех пяти «храмах-юбилярах» на основании разнообразных сведений, полученных мной в течение продолжительного изучения архивных, краеведческих, опросных, картографических, статистических и прочих доступных материалов.

Начинать разговор необходимо с церкви Рождества Богородицы в селе Новополеве, в котором совсем недавно мне удалось побывать.

Село Новополево на современных картах Даниловского района не всегда возможно отыскать, так как на сегодняшний день оно является безлюдным. Опустело село сравнительно недавно, что видно по единственному сохранившемуся в нем дому, в прошлом, вероятно, жилому посезонно. Добраться до Новополева несложно. Наиболее короткий путь – от села Бабурина, что вблизи дороги Ярославль-Любим, через приятную на вид жилую деревню Поташево.

Прежде чем говорить о церкви села, видится важным заметить по поводу занимательной этимологии его названия. Новополевым оно стало называться в советское время. На ранних картах оно обозначалось как Новое иногда с добавлением в Полеве. Полёво (или Полёвщина) – это окружающая село местность, названная так в честь боярской «династии» Полёвых, чьей родовой усадьбой являлось село с окрестными землями в течение столетий. Сами Полевы вели свою родословную от Александра Поле, видного боярина, бывшего во второй половине XIV века на службе у великого князя Московского Дмитрия Донского**. По косвенным признакам можно установить, что село имеет более чем 600-летнюю историю своего существования. Сама же каменная церковь в бывшем селе Новом была построена и освящена в 1808 году в основном на средства помещицы Анны Авраамиевны Булгаковой, весьма верующей и уважаемой в округе женщины.

Храм снаружи по-своему красив, его летняя одноглавая церковь имеет мощное округлое основание с множеством удачно вписанных в его объемы колонн и разной формы окон. Главка церкви в поперечнике сторицей меньше основания, на котором держится ее барабан. Трехъярусная колокольня имеет высокоарочный вход, с каждой стороны которого располагается пара украшенных незамысловатым орнаментом колонн. Беловатый цвет колокольни стирается от нижнего к верхнему ярусу, на котором ныне отсутствует барабан с главой. Нет также средней части храма, на месте ее – холмик с «месивом» битого кирпича, обломков решеток и древостоя. Несмотря на обезображенность храма, он сохранил многие основные черты былого величия. До наших дней дошло его описание, сделанное еще в XIX веке: «Церковь каменная, с таковою же оградою, имеет в себе три престола: один в холодной церкви (во имя Рождества Богородицы – примеч. Н.К.), а два других в теплой трапезе (один во имя преподобного Иоанна Лествичника***, другой – праведников Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы****примеч. Н.К.). Иконостас холодной церкви новый, а иконостасы трапезы старые и только что можно назвать терпимыми. Библиотека скудна и книгами и древностями».

В 1880 году на средства прихожан при поддержке новополевского священника Константина Рождественского церковь приобрела новую ставшую впоследствии ее главным украшением икону Иверской Божьей Матери в красивой золоченой раме с лампадой. Она, как заявлялось тогда, была приобретена «в память избавления драгоценной жизни Его Величества Государя Императора от опасности 19 ноября 1879 года». В качестве сухой статистики добавим к сказанному то, что церковь на 1880 год имела небольшой по тогдашним меркам приход в 400 человек. При ней располагались церковно-приходская школа и дом «для жительства священника». В то время храм принадлежал к Бабинскому сельскому приходу Даниловского уезда. В данный приход, помимо новополевской церкви, входили цц. Троицкая в с. Бабино (ныне не сохранилось ни село, ни церковь) и Иоанна Предтечи в с. Бабурино. В самом селе Новом, кстати, численность населения ровно сто лет назад составляла около 90 человек. Как отмечают церковные источники, в его состав входили: крестьяне (основная доля), солдаты и солдатки, священник, помещичья семья. Показательна разница в цифре населения села спустя столетие. Как отмечалось мной ранее, церковное здание сохранилось не полностью. Внутри него, в алтарной части видны наполовину размытые и обитые фрески с изображениями святых и библейских сюжетов. Здесь же, к стене, ориентированной строго к востоку, прикреплен черный деревянный крест.

Вокруг храма располагается кладбище, на котором и сейчас жители соседних деревень хоронят своих близких. При входе на кладбище в глаза бросаются две могучие липы (особенно та, что ближе к колокольне церкви), которые по охвату ствола могли бы претендовать на звание «древнейших лип Даниловского края», если таковое бы присваивали деревьям. Это кладбище примечательно тем, что здесь в 1848 году студентом Московской духовной академии, братом местного священника Н. П. Астровым была найдена памятная плита 500-летнего возраста. Эта плита была выполнена в память о скончавшемся в конце 1348 года удельном князе Великого Новгорода Федоре Юрьевиче Фоминском, деде Александра Поле, являвшегося, как отмечалось мной выше, родоначальником бояр Полевых. Потомки князя (возможно, даже сам А.Поле) плиту по неизвестным причинам переместили из некоего новгородского монастыря в свое поместье, на погост села Нового. Данная плита, что неудивительно, доныне не сохранилась. Вероятно, она была уничтожена либо вывезена из села в период лихолетий прошлого века.

Не лишним было бы предположить, что две деревни в Даниловском районе с названием Фоминское (особенно одна, что в 3 км к востоку от Новополева) обязаны своим наречением именно упомянутому новгородскому князю или же его ближайшему родственнику. Свет правды на это предположение должны пролить дальнейшие исследования.


Примечания:

* Цифра не постоянная, поскольку сохранившаяся колокольня Троицкой церкви в бывшей Рябининой Пустыни в разных современных изданиях включается в территорию либо Пошехонского, либо Даниловского района. В список храмов не включены часовни района, а также сильно измененное здание бывшего Вознесенского собора в Данилове.

** Князь Дмитрий Донской, как известно, прославился после блистательной победы над татаро-монголами в Куликовской битве, начавшейся, как утверждают летописи, в день Рождества Богородицы. Отсюда напрашивается вопрос: имеет ли этот исторический факт связь с тем, что родоначальник первых хозяев села Нового с храмом во имя Рожества Богородицы долгое время состоял при дворе великого князя Московского?

*** Преподобный Иоанн Лествичник (кон. VI – перв. пол. VII в.) – великий христианский подвижник, чудотворец, автор, знаменитой «Лествицы» - книги духовных наставлений верующему человеку. Память преподобного РПЦ празднует 12 апреля.

**** Праведные Симеон Богоприимец и Анна Пророчица первыми встретили младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме, о чем мы узнаем из Евангелия от Луки (Лк 2:25-38). Их память Православная Церковь празднует 16 февраля.