Культурно-историческое значение сельских храмов и проблема их восстановления (на примере Даниловского муниципального района Ярославской области)

Автор - Колосков Н.Н.,
научный руководитель - Емельянов А.С., канд. геогр. наук,
доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Множество храмов, разрушенных и бездействующих в период жестоких гонений на Церковь в советские годы, активной атеистической пропаганды, разбросано по территории Ярославской области. Практически невозможно сосчитать точное число существующих ныне храмовых зданий, так как, во-первых, не всюду сохранились источники и живые очевидцы времени закрытия и дальнейшей жизни храмовых сооружений, а во-вторых, нет представления о том, до какой степени разрушенности о здании можно говорить как о реально существующем архитектурном объекте.

Сельские храмы всегда были объединяющим, организующим и развивающим элементом жизни населения. В современных условиях их восстановление является одним из возможных факторов сохранения в сельской местности постоянного населения или, по крайней мере, стабилизации резкого сокращения его численности за счет миграции. Этот фактор в определенной мере является значимым и с целью поддержания духовно-нравственной культуры проживающего на данной территории населения.

Каждый сельский храм как объект духовной культуры и определенной исторической эпохи в жизни народа нуждается в особой защите и сохранении от разрушения. В соответствии с этим восстановление каждого из них на различном этапе представляется, на наш взгляд, практическим воплощением российской национальной идеи. Выбор темы связан с тем, что автор проживает на территории Даниловского района и некоторое время занимается изучением своей малой родины, включая природно-культурное наследие села.

Целью данной работы является выявление сохранности сельских православных храмов с дальнейшим их восстановлением. Исходя из этого, перед нами были поставлены следующие задачи:

  1. Учет и фотофиксация на местности действующих и разрушенных в период воинствующего атеизма храмов.
  2. Рассмотрение особенностей их географического положения.
  3. Составление свода основных мер по частичному или, по-возможности, полному восстановлению в соответствии с природными, культурными, демографическими особенностями.

При выполнении данной работы нами использовались следующие методы: литературный, картографический, полевых наблюдений, аналитический, анкетирования. Значительная часть материала была собрана в архиве Даниловского муниципального района, знакомстве с материалами Интернета. В результате личных поездок по местам расположения культовых сооружений был собран разнообразный фото и видеоматериал, в настоящее время систематизируемый и анализируемый.

Один из 17 муниципальных образований Даниловский район - территория со значительным разнообразием объектов историко-культурного наследия, с сохранившейся отчасти духовной культурой населения Лесного Заволжья. Развитие паломничества и религиозного туризма между Ярославлем и Вологдой ставит определенные задачи по возрождению духовного наследия как со стороны Русской Православной Церкви, так и Российского государства.

На основе изучения литературных материалов и полевых исследований было установлено, что в районе насчитывается 39 культовых сооружений с разной степенью сохранности. Из них действующими являются лишь 10 церквей: Вознесенская и Никольская в г. Данилове, Смоленская ц. в с. Середа, Воскресенские цц. в сёлах Покров, Николо-Отводное, Глазово, Иоанна Предтечи в с. Бабурино, Троицкая в с. Горинском, Феодора Стратилата в с. Стратилат и Казанский собор в поселке Горушка. По данным на начало XX века (к 1918 году) на территории современного Даниловского района насчитывалось 68 храмов, из которых 7 находилось непосредственно в городской черте.

Следует отметить, что из 29 недействующих храмов, расположенных в границах современного Даниловского района, архитектура большинства сохранилась более чем наполовину. Преобладающим архитектурным стилем является классицизм, особенно в своей поздней форме, однако встречаются храмы, частично или полностью построенные в стиле барокко (к примеру, Свято-Троицкая церковь в с. Горинском) или дополняемые чертами "русско-византийского" стиля (к примеру, церковь Смоленской Богоматери в с. Середа). Годы построения храмов связаны в основном с периодом от 2-ой пол. XVIII- 1-ой пол. XIX вв. Самым древним же храмом района является церковь Преображения 1665 г. в Спасском в Березниках.

На основании изучения фотоматериалов, различных документов, поездок нами была разработана для удобства исследования специальная шкала оценки сохранности здания недействующего храма. Исходя из критериев таблицы, по фотоснимкам, сделанных автором данной работы и другими фотографами в течение последних лет, большинство храмов района следует оценить в 4 и 3 балла.

Каково отношение ныне к недействующим сельским храмам региональных и муниципальных властей, Ярославской епархии и местного священства, предпринимателей, рядовых граждан? Изучение юридических документов показало, что отношение региональных властей к ним базируется на соблюдении положений федеральных законов и на деле ограничивается принятием законопроектов по включению (или исключению) храмов в списки объектов культурного наследия как регионального, так и местного значения и частичным финансированием их восстановления. Так, Закон Ярославской области «Об объектах культурного наследия...» от 27.05. 2008 г.«...регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области, отнесенные к ведению Ярославской области как субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством». Следует добавить, что в начале текущего года Госдума Ярославской области планировала выделить на реставрацию и ремонт памятников истории и культуры 30 млн. рублей, из которых в поддержку сельских храмов Даниловского муниципального района, относящихся к их числу расходных статей не приводилось. Муниципальные же власти в отношении храмов проводят неоднозначную политику.

Ярославское Епархиальное управление и священство района при участии в восстановлении храмов исходят из того, действует ли храм, велики ли его приход и официальные финансовые поступления. Пока сельский храм не передан РПЦ, епархия не видит целесообразным вкладывать средства в его консервацию и реставрацию. Незначителен и вклад предпринимателей в решении данного вопроса. По нашему мнению, сказывается и отсутствие должного уровня православной культуры среди местного населения. В основном на церковь современные жители, находясь в сложных социально-экономических условиях, смотрят как на «инородный элемент».

Стоит отметить, что в поддержке по восстановлению храмов в районе, помимо государственных структур, участвуют независимые организации, к примеру, такие, как Даниловское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В ходе опроса сельского населения района, была собрана информация, необходимая при учете восстановления «первоочередных» храмов: численность каждого населенного пункта, где располагается церковь, и его окружающих деревень (для составления потенциального прихода), наличие вблизи храма мест разработок строительных материалов, уровень транспортной инфраструктуры. По итогам проведенной работы была выполнена прогнозная оценка реальных возможностей консервации и реконструкции храмов в ближайшем времени. Нельзя не отметить и положительных примеров возрождения храмов Троицы в с. Горинском и Казанского собора на Горушке.