«Зима встречается с весной»

Глава 2.
Земля Спасо-Преображенского монастыря.
Зарождение торгового дела.

История села Середа тесно связана с историей Спасо-Преображенского Ярославского монастыря, основанного в 1216 году ростовским князем Константином

Спасо-Преображенский (Спасский, Спасо-Ярославский) монастырь – древний мужской упраздненный монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории.

Располагается на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI-XIX веков. Здесь было найдено «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы.

Со временем монастырь стал одним из богатейших вотчинных землевладельцев на Руси. Цари, князья, вотчинники, частные лица делали крупные вклады в монастырь деньгами, продовольствием, скотом, землями, драгоценными вещами.

Монастырю принадлежали:

  • в Ярославском уезде – села Еремейцево, Никольское, Овсецово, Резанино, Балакирево, Семеновское, Афанасово, Калово, Палиевтково, Фефилово, Захарьино, Федоровское, Головинское, Новое, Ереловское, Левашово, Покровское, Вышеславское, Меленки с деревнями, слободка Ново-Благовещенская с деревнями, Сандыревские деревни, деревня Давыдовская, мельница на реке Позне;
  • в Романовском уезде – села Борисоглебское и Ильинское;
  • в Пошехонском уезде – село Старое;
  • в Костромском уезде – село Пупышево;
  • в Переславском уезде – села Клокарево и Рахманово;
  • в Московском уезде – село Юрлово с пустошами.

Кроме того, монастырю принадлежала Спасская Слобода в предместье города Ярославля, устроенная и так названная в 1606 году по грамоте царя Василия Ивановича Шуйского.


Василий Шуйский, царь

(1606-1610)

Шуйский Василий Иванович (1553-1612) – князь, боярин и воевода, впоследствии царь, сын боярина кн. И. П. Шуйского. Хитрый и угодливый, он единств. из кн. Шуйских, подвергшихся опале в правление Б. Ф. Годунова (1587), остался у дел.

Василий Шуйский является одним из главных действующих лиц трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов».

Также Спасо-Преображенский монастырь имел подворье в Москве.

Царь Иван Грозный благоволил монастырю, как и его родители – Василий III и Елена Глинская, при ней в 1516 году монастырь был обнесен каменной стеной.

Иван Грозный посещал Спасский Ярославский монастырь в 1544, 1555, 1565, 1571 годах и пожаловал ему 55 грамот. Ещё в 1564 году царь дал грамоту архимандриту монастыря Ефрему с братией о дозволении им приискать себе к Спасскому монастырю свободной земли 1000 четвертей для владения.

Такой «свободной» землей в 1565 году оказались южные земли села Федоровского с деревнями, принадлежавшие ранее сосланному в Казань князю Федору Ивановичу Троекурову. Как раз 1000 с небольшим четей.

С 1565 года по царской грамоте Спасо-Преображенский монастырь стал владельцем южных земель села Федоровского и владел ими 200 лет до известного манифеста Екатерины II в 1764 году, отменившим монастырское землевладение.

Название «село Федоровское с деревнями» сохранилось только за южными землями по правому берегу реки Касть; северные земли стали частновладельческими.

В северных землях церковь стала погостом Подвязным на реке Касть.

В описи 1628 года сказано об этом так: «В Соцком стану на государстве царя и великого князя Михаила Федоровича всея русские земли – Погост Подвязной на реке Касте, а на погосте церковь Федора Стратилата вверху деревянных, а в церкви образы и свечи и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, да на погосте во дворах: поп Лукьян Перфильев, дьячок Васка Иванов, просвирница Натальица, пономарь Галактионка Иванов, 6 келий нищих. Пашни паханые церковные середней земли 20 четей в поле, сена 30 копен, лесу болота 3 десятины».

Вновь приобретенные монастырем федоровские земли граничили на западе с другими вотчинными землями монастыря – захарьинскими.

В описи 1628 года говорится: «Сельца ж Захарьина погост, а в нем церковь во имя Ивана Богослова…, да другая церковь теплая во имя благоверных князей Федора, Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотворцев, да предел Бориса и Глеба, а в церквах образы месные и Денсус и двери церковные и книги и свечи поставные и на колокольнице колокола – строение Спасского монастыря и мирское приходных людей,… да 8 келий, а в них живут нищие, питаютца от церкви Божьи; пашни паханые церковные середние земли 30 четей в поле; сена и лесу нет».

А на востоке Федоровские земли Спасского Ярославского монастыря граничили с землями другого богатейшего монастыря России – Ипатьевского в Костроме.

Граница между владеньями двух монастырей обозначалась изгородью и описывалась в межевой книге того времени (1628 год) следующим образом:

«Межа Спасского монастыря села Федоровского деревни Перемилово с деревней Вытиной Ипатьевского монастыря Костромского уезда:
прямо изгородью жъ на иву, а подле ивы на Костромской земле березка, а подле неё яма, а в ней каменье, а с той грани на березе изгородью жъ на ель, на ней грань, а ель свилась с ивою, а с той грани на вымол, на вымле две ямы, одна на Ярославской, а другая на Костромской земле, а с тех ям прямо изгородью на ель, на ней грань (засечка), с той грани на отвод, а у отвода яма, а с той ямы на вымол…(и тому подобное)…, а подле ям столб, на нём грань; налево земля Ярославского уезда Спасского монастыря вотчины села Федоровского и деревень, а направо земля Костромского уезда Ипатьевского монастыря вотчины разных деревень, да Василья Лехчанова деревни Хотеновой».

Для управления большим вотчинным монастырским хозяйством захарьинских и федоровских земель, расположенных на границе с владениями Ипатьевского монастыря, Спасо-Преображенский Ярославский монастырь организовал в 1565 году на вновь приобретенных землях села Федоровского с деревнями монастырскую усадьбу.

Это был обычный для того времени небольшой монастырек с церковью и деревянною оградою, на суходоле, на месте будущего села Середа, основанного здесь через 200 лет.

Было ли на этом месте поселение до монастырского строения? Наверное, было.

Это место – самая высокая точка холма, расположенного в одной версте от реки Касть.

В княжеское владение селом здесь, наверное, было поселение стражников. На вершине холма стояла деревянная сторожевая башня, с которой они обозревали окрестности в то неспокойное время татарских набегов на Русь. (Последнее нашествие татар на Русь было в 1572 году, когда они взяли Москву и сожгли её).

Может быть, на этом месте была и более древняя приходская церковь для крестьян южных земель села, выстроенная еще при князе Троекурове, память о которой сохранилась в названии церковного придела – «Христовой мученицы Ирины» в новой церкви Федора Стратилата, выстроенной после 1613 года.

После 1565 года на суходоле был создан небольшой монастырек – усадьба для ведения огромного хозяйства.

Монастырская церковь была также и приходской для крестьян 20 деревень.

Она представляла собой деревянную церковь, крытую тесом с одною главою и крестом, опаянным белым железом. Главка церкви была обита деревянной чешуей.

Церковь была теплая, т.е. отапливаемая. Иконостас имел три яруса и был небогат.

Посреди храма с потолка свешивалось медное паникадило – светильник.

В алтаре за престолом находилась главная икона церкви. Ризница и церковная библиотека были небогатые. В них находились:

Евангелие, полный состав богослужебных книг, кресты напрестольные, кадила священнические фелони, ризы, подризники, епитрахили, поручи; сосуды церковные: потир, дискос, звезда, лжица, посуда медная, оловянная, железная и деревянная; стихари, орари, пелены, воздуха.

Около церкви отдельно от неё была деревянная колокольня, рубленная в лапу, шатровая, крытая тесом, с железным крестом наверху.

На ней помещались три небольших колокола, и било железною палкою.

Церковь, колокольня, а также деревянные кельи устроителя монастырька с братией находились внутри ограды. Она тоже была деревянная, рубленая в клетки.

В ограде по углам были четыре башенки, шатровые, с которых также можно было обозревать окрестности, как с колокольни.

С западной стороны ограды были святые ворота, рубленые в клетки, с шатровым верхом и железным крестом на маковке, обшитой чешуею.


Фрагменты монастырской усадьбы.
Подле святых ворот – въезжие створные ворота с прикалитником. Все было покрыто крышей-тесом. Кроме церкви и келий внутри ограды были: кухня, баня, погреба, житница.

За монастырской оградой находились два двора: конюшенный и скотный. Крытые соломой, с избами и прочими принадлежностями, окруженные заборами, а также овины, сараи медные, бревенчатые и другое.

За этими строениями находились и сады монастырские.

Монастырская усадьба владела рыбною ловлею на своей земле по правому берегу. Со временем на реке Касть была построена водяная мельница, принадлежавшая монастырю.


Василий Поленов. Мельница
В монастырской усадьбе в кельях жили монахи. Они управляли хозяйством этой монастырской вотчины. Но в основе лежал крестьянский труд. В бедных монастырях земли обрабатывали сами монахи, но такие монастыри были нестабильными. И при неблагоприятных условиях легко исчезали. Монастырская усадьба в селе Фёдоровском принадлежала богатейшему Ярославскому монастырю.

В монастырской усадьбе помимо устроителя было 10 монахов, которые управляли федоровской вотчиной, а на полях трудились монастырские крестьяне окрестных деревень. Это они сеяли, пахали, жали на монастырской пашне, но кроме этого выполняли ряд натуральных повинностей. Они молотили монастырский хлеб и возили его в житницы монастырька, выполняли всякие другие «повозы», например, заготовку дров. Другой формой крестьянской повинности был оброк, как определенной суммой денег, так и сельскохозяйственными продуктами.

Во время царствования Ивана Грозного было несколько неурожайных лет подряд. Постоянные войны, рекрутчина и опричнина, политические ссылки и казни истощили города и села, пришедшие к концу царствования Ивана Грозного в 1584 году в упадок.

Монастырская усадьба на Федоровских землях просуществовала около 40 лет. Черному духовенству (т.е. монастырскому) запрещалось монастырским уставом заниматься торговлей, кроме торговли изделиями собственного производства.

Собственных изделий на продажу в монастырьке не производилось, но монастырь занимал очень удобное географическое положение – срединное на пути из Ярославля в Любим и из Данилова в Кострому.

И монахам усадьбы пришла идея начать здесь торговлю на подставное лицо.

Для торговли в монастырском селе «ново впервые» нужно было разрешение царя, т.е. его грамота.

17 марта 1595 года из Ярославского Спасского монастыря в Москву царю Федору

Ивановичу, правившему тогда сыну Ивана Грозного, был отправлен запрос, который назывался так:

«Таможенная откупная грамота Ярославского Спасского монастыря села Федоровского с деревнями крестьянину того села Савке Антонову об отдаче ему на откуп в том селе таможенной пошлины на год».

Текст грамоты следующий:

«Лета 7103 марта в 17 день бил челом Государю царю и великому князю Федору Ивановичу всея Руси из Ярославля Поволжского Спасского монастыря архимандрит Антоний с братией, а сказал:
В Ярославском уезде на реке Касть Спасского монастыря сельцо Федоровское и в этом сельце торгу нет, а от городов и от торгов то сельцо удалено – от Ярославля – 50 верст, от Костромы – 50 верст, а от Любима пол 50 верст, и крестьянам села летом в Ярославль и на Кострому и в Любим торговати ездить немочно, грязи и болота великие; а к Ярославской тамге (торговой пошлине) и к наместническому доходу сельцо*) Федоровское не приписано, (так как является монастырским)».

Далее архимандрит Антоний с братией просят, чтобы царь Федор Иванович разрешил бы

« в Спасском в сельце Федоровском торг учинить ново впервые, а тамгу – пошлину дать в откуп того же села крестьянину Савке Антонову, а откупу у него взять полтора рубля на год, а торговал бы он в селе по пятницам».

*) - сельцо – поселение, где расположена усадьба, в данном случае, монастырская.

Полтора рубля откупу Савка Антонов заплатил государственному чиновнику – боярину князю Ивану Васильевичу Сицкому в Приказе Большого прихода, а весь торговый год с 1595 по 1596 брал себе все торговые пошлины, наверное, для Спасского монастыря, что потом и получилось после утверждения запроса царем.

Торговать по пятницам в сельце Федоровском стали тем, что на торг местные и иногородние торговцы привозили: мед, воск, хмель, соль, рыбу;
мягкий товар: шкурки бобра, куницы, белки; сукна, холсты;
кожи коровы и лошадиные, овчины, понёвы;
живой товар: быки и коровы, гуси, поросята, утята, бараны и их мясо, а так же зайцы, тетерева;
яйца, сыр, икра; пшеница, рожь, овес, ячмень, горох, конопля, гречиха, толокно; клюква, брусника;
бочки, кади, корыта; тес, драница, лубье, рогозина; хомуты, лапти, лыка, мочала; сани, дровни, колеса, телеги и всякий лесной товар.

«С каждого привезенного на продажу товара брать разную пошлину, но одинаковую с любых купцов: сельчан и деревенщиков, с архиерейских и митрополичьих, с монастырских и грамотчиков – со всех людей без разбору».

Откупная таможенная грамота бралась Савкой Антоновым на год, а затем он мог ее, по желанию, продлить.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Заявка на откуп была сделана в 1595 году, а подтверждение – ответ на нее - было получено только в 1606 году уже при другом царе, Василии Ивановиче Шуйском.

Всякая бумага должна была вылежаться. В данном случае она вылеживалась 11 лет. Но думается, что торговля в селе Федоровском по пятницам шла своим чередом все 11 лет.

Полный текст книги, PDF, 7 Мб.