22.12.2012. Подведены итоги конкурса «Моя Родословная»
01.11.2012. Проект cоздания историко-туристического комплекса «Даниловский тюремный замок». Презентация проекта.
История села Середа тесно связана с историей Спасо-Преображенского Ярославского монастыря, основанного в 1216 году ростовским князем Константином
Спасо-Преображенский (Спасский, Спасо-Ярославский) монастырь – древний мужской упраздненный монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории.
Располагается на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI-XIX веков. Здесь было найдено «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы.
Со временем монастырь стал одним из богатейших вотчинных землевладельцев на Руси. Цари, князья, вотчинники, частные лица делали крупные вклады в монастырь деньгами, продовольствием, скотом, землями, драгоценными вещами.
Монастырю принадлежали:
Кроме того, монастырю принадлежала Спасская Слобода в предместье города Ярославля, устроенная и так названная в 1606 году по грамоте царя Василия Ивановича Шуйского.
Шуйский Василий Иванович (1553-1612) – князь, боярин и воевода, впоследствии царь, сын боярина кн. И. П. Шуйского. Хитрый и угодливый, он единств. из кн. Шуйских, подвергшихся опале в правление Б. Ф. Годунова (1587), остался у дел.
Также Спасо-Преображенский монастырь имел подворье в Москве.
Царь Иван Грозный благоволил монастырю, как и его родители – Василий III и Елена Глинская, при ней в 1516 году монастырь был обнесен каменной стеной.
Иван Грозный посещал Спасский Ярославский монастырь в 1544, 1555, 1565, 1571 годах и пожаловал ему 55 грамот. Ещё в 1564 году царь дал грамоту архимандриту монастыря Ефрему с братией о дозволении им приискать себе к Спасскому монастырю свободной земли 1000 четвертей для владения.
Такой «свободной» землей в 1565 году оказались южные земли села Федоровского с деревнями, принадлежавшие ранее сосланному в Казань князю Федору Ивановичу Троекурову. Как раз 1000 с небольшим четей.
С 1565 года по царской грамоте Спасо-Преображенский монастырь стал владельцем южных земель села Федоровского и владел ими 200 лет до известного манифеста Екатерины II в 1764 году, отменившим монастырское землевладение.
Название «село Федоровское с деревнями» сохранилось только за южными землями по правому берегу реки Касть; северные земли стали частновладельческими.
В северных землях церковь стала погостом Подвязным на реке Касть.
В описи 1628 года сказано об этом так: «В Соцком стану на государстве царя и великого князя Михаила Федоровича всея русские земли – Погост Подвязной на реке Касте, а на погосте церковь Федора Стратилата вверху деревянных, а в церкви образы и свечи и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, да на погосте во дворах: поп Лукьян Перфильев, дьячок Васка Иванов, просвирница Натальица, пономарь Галактионка Иванов, 6 келий нищих. Пашни паханые церковные середней земли 20 четей в поле, сена 30 копен, лесу болота 3 десятины».
Вновь приобретенные монастырем федоровские земли граничили на западе с другими вотчинными землями монастыря – захарьинскими.
В описи 1628 года говорится: «Сельца ж Захарьина погост, а в нем церковь во имя Ивана Богослова…, да другая церковь теплая во имя благоверных князей Федора, Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотворцев, да предел Бориса и Глеба, а в церквах образы месные и Денсус и двери церковные и книги и свечи поставные и на колокольнице колокола – строение Спасского монастыря и мирское приходных людей,… да 8 келий, а в них живут нищие, питаютца от церкви Божьи; пашни паханые церковные середние земли 30 четей в поле; сена и лесу нет».
А на востоке Федоровские земли Спасского Ярославского монастыря граничили с землями другого богатейшего монастыря России – Ипатьевского в Костроме.
Граница между владеньями двух монастырей обозначалась изгородью и описывалась в межевой книге того времени (1628 год) следующим образом:
«Межа Спасского монастыря села Федоровского деревни Перемилово с деревней Вытиной Ипатьевского монастыря Костромского уезда:
прямо изгородью жъ на иву, а подле ивы на Костромской земле березка, а подле неё яма, а в ней каменье, а с той грани на березе изгородью жъ на ель, на ней грань, а ель свилась с ивою, а с той грани на вымол, на вымле две ямы, одна на Ярославской, а другая на Костромской земле, а с тех ям прямо изгородью на ель, на ней грань (засечка), с той грани на отвод, а у отвода яма, а с той ямы на вымол…(и тому подобное)…, а подле ям столб, на нём грань; налево земля Ярославского уезда Спасского монастыря вотчины села Федоровского и деревень, а направо земля Костромского уезда Ипатьевского монастыря вотчины разных деревень, да Василья Лехчанова деревни Хотеновой».
Для управления большим вотчинным монастырским хозяйством захарьинских и федоровских земель, расположенных на границе с владениями Ипатьевского монастыря, Спасо-Преображенский Ярославский монастырь организовал в 1565 году на вновь приобретенных землях села Федоровского с деревнями монастырскую усадьбу.
Это был обычный для того времени небольшой монастырек с церковью и деревянною оградою, на суходоле, на месте будущего села Середа, основанного здесь через 200 лет.
Было ли на этом месте поселение до монастырского строения? Наверное, было.
Это место – самая высокая точка холма, расположенного в одной версте от реки Касть.
В княжеское владение селом здесь, наверное, было поселение стражников. На вершине холма стояла деревянная сторожевая башня, с которой они обозревали окрестности в то неспокойное время татарских набегов на Русь. (Последнее нашествие татар на Русь было в 1572 году, когда они взяли Москву и сожгли её).
Может быть, на этом месте была и более древняя приходская церковь для крестьян южных земель села, выстроенная еще при князе Троекурове, память о которой сохранилась в названии церковного придела – «Христовой мученицы Ирины» в новой церкви Федора Стратилата, выстроенной после 1613 года.
После 1565 года на суходоле был создан небольшой монастырек – усадьба для ведения огромного хозяйства.
Монастырская церковь была также и приходской для крестьян 20 деревень.
Она представляла собой деревянную церковь, крытую тесом с одною главою и крестом, опаянным белым железом. Главка церкви была обита деревянной чешуей.
Церковь была теплая, т.е. отапливаемая. Иконостас имел три яруса и был небогат.
Посреди храма с потолка свешивалось медное паникадило – светильник.
В алтаре за престолом находилась главная икона церкви. Ризница и церковная библиотека были небогатые. В них находились:
Евангелие, полный состав богослужебных книг, кресты напрестольные, кадила священнические фелони, ризы, подризники, епитрахили, поручи; сосуды церковные: потир, дискос, звезда, лжица, посуда медная, оловянная, железная и деревянная; стихари, орари, пелены, воздуха.
Около церкви отдельно от неё была деревянная колокольня, рубленная в лапу, шатровая, крытая тесом, с железным крестом наверху.
На ней помещались три небольших колокола, и било железною палкою.
Церковь, колокольня, а также деревянные кельи устроителя монастырька с братией находились внутри ограды. Она тоже была деревянная, рубленая в клетки.
В ограде по углам были четыре башенки, шатровые, с которых также можно было обозревать окрестности, как с колокольни.
С западной стороны ограды были святые ворота, рубленые в клетки, с шатровым верхом и железным крестом на маковке, обшитой чешуею.
За монастырской оградой находились два двора: конюшенный и скотный. Крытые соломой, с избами и прочими принадлежностями, окруженные заборами, а также овины, сараи медные, бревенчатые и другое.
За этими строениями находились и сады монастырские.
Монастырская усадьба владела рыбною ловлею на своей земле по правому берегу. Со временем на реке Касть была построена водяная мельница, принадлежавшая монастырю.
В монастырской усадьбе помимо устроителя было 10 монахов, которые управляли федоровской вотчиной, а на полях трудились монастырские крестьяне окрестных деревень. Это они сеяли, пахали, жали на монастырской пашне, но кроме этого выполняли ряд натуральных повинностей. Они молотили монастырский хлеб и возили его в житницы монастырька, выполняли всякие другие «повозы», например, заготовку дров. Другой формой крестьянской повинности был оброк, как определенной суммой денег, так и сельскохозяйственными продуктами.
Во время царствования Ивана Грозного было несколько неурожайных лет подряд. Постоянные войны, рекрутчина и опричнина, политические ссылки и казни истощили города и села, пришедшие к концу царствования Ивана Грозного в 1584 году в упадок.
Монастырская усадьба на Федоровских землях просуществовала около 40 лет. Черному духовенству (т.е. монастырскому) запрещалось монастырским уставом заниматься торговлей, кроме торговли изделиями собственного производства.
Собственных изделий на продажу в монастырьке не производилось, но монастырь занимал очень удобное географическое положение – срединное на пути из Ярославля в Любим и из Данилова в Кострому.
И монахам усадьбы пришла идея начать здесь торговлю на подставное лицо.
Для торговли в монастырском селе «ново впервые» нужно было разрешение царя, т.е. его грамота.
17 марта 1595 года из Ярославского Спасского монастыря в Москву царю Федору
Ивановичу, правившему тогда сыну Ивана Грозного, был отправлен запрос, который назывался так:
«Таможенная откупная грамота Ярославского Спасского монастыря села Федоровского с деревнями крестьянину того села Савке Антонову об отдаче ему на откуп в том селе таможенной пошлины на год».
Текст грамоты следующий:
«Лета 7103 марта в 17 день бил челом Государю царю и великому князю Федору Ивановичу всея Руси из Ярославля Поволжского Спасского монастыря архимандрит Антоний с братией, а сказал:
В Ярославском уезде на реке Касть Спасского монастыря сельцо Федоровское и в этом сельце торгу нет, а от городов и от торгов то сельцо удалено – от Ярославля – 50 верст, от Костромы – 50 верст, а от Любима пол 50 верст, и крестьянам села летом в Ярославль и на Кострому и в Любим торговати ездить немочно, грязи и болота великие; а к Ярославской тамге (торговой пошлине) и к наместническому доходу сельцо*) Федоровское не приписано, (так как является монастырским)».
Далее архимандрит Антоний с братией просят, чтобы царь Федор Иванович разрешил бы
« в Спасском в сельце Федоровском торг учинить ново впервые, а тамгу – пошлину дать в откуп того же села крестьянину Савке Антонову, а откупу у него взять полтора рубля на год, а торговал бы он в селе по пятницам».
Полтора рубля откупу Савка Антонов заплатил государственному чиновнику – боярину князю Ивану Васильевичу Сицкому в Приказе Большого прихода, а весь торговый год с 1595 по 1596 брал себе все торговые пошлины, наверное, для Спасского монастыря, что потом и получилось после утверждения запроса царем.
Торговать по пятницам в сельце Федоровском стали тем, что на торг местные и иногородние торговцы привозили: мед, воск, хмель, соль, рыбу;
мягкий товар: шкурки бобра, куницы, белки; сукна, холсты;
кожи коровы и лошадиные, овчины, понёвы;
живой товар: быки и коровы, гуси, поросята, утята, бараны и их мясо, а так же зайцы, тетерева;
яйца, сыр, икра; пшеница, рожь, овес, ячмень, горох, конопля, гречиха, толокно; клюква, брусника;
бочки, кади, корыта; тес, драница, лубье, рогозина; хомуты, лапти, лыка, мочала; сани, дровни, колеса, телеги и всякий лесной товар.
«С каждого привезенного на продажу товара брать разную пошлину, но одинаковую с любых купцов: сельчан и деревенщиков, с архиерейских и митрополичьих, с монастырских и грамотчиков – со всех людей без разбору».
Откупная таможенная грамота бралась Савкой Антоновым на год, а затем он мог ее, по желанию, продлить.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Заявка на откуп была сделана в 1595 году, а подтверждение – ответ на нее - было получено только в 1606 году уже при другом царе, Василии Ивановиче Шуйском.
Всякая бумага должна была вылежаться. В данном случае она вылеживалась 11 лет. Но думается, что торговля в селе Федоровском по пятницам шла своим чередом все 11 лет.
Полный текст книги, PDF, 7 Мб.
Василий Шуйский, царь
(1606-1610)