Протоиерей Аристарх Александрович Израилев

А. А. Израилев родился 10 апреля 1817 г. в селе Петровское на Ухре Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии в семье дьякона местной церкви Александра Налётова.

Еще в детстве Аристарха его отец, дьякон Александр, дал всем своим детям фамилию «Израилевы».

Окончив приходское уездное училище, Аристарх, по желанию отца, поступил в Ярославскую духовную семинарию и жил поблизости от Николонадеинской церкви, которую часто посещал, чтобы послушать церковный хор. Одаренный тонким музыкальным слухом, он еще в гимназические годы пел в частных хорах, научился игре на фортепьяно, на гуслях, интересовался и другими народными музыкальными инструментами.

Самый большой интерес вызвали у него колокола. Перезвон всех ярославских колоколов, впервые услышанный юношей, произвел на него ошеломляющее впечатление. Ему казалось, что город буквально тонул в музыкальных звуках, издаваемых простыми по форме инструментами. Возможно, Аристарх и сам пробовал звонить, но его больше интересовала техническая сторона дела. Это было начало его обращения к вопросу о природе музыкального звука, о законах звучащих тел.

Аристарх с детства был приучен к столярному и слесарному делу и слыл молодым человеком с золотыми руками. Это ему очень пригодилось. Занятия в семинарии сочетались с работой в маленькой домашней мастерской. Здесь Аристарх пытался починить попавший ему в руки сломанный камертон. Появилась библиотека соответствующей литературы отечественного и зарубежного изданий. Материальная стесненность вынуждала молодого мастера пользоваться только простейшими инструментами, но он все же починил сломанный камертон, ставший образцом для создания новых подобных изделий. В ту пору в России в качестве эталонного был принят так называемый "Петербургский камертон" с частотой колебаний в 436 Гц, достать который было сложно.

В 1840 г. А. Израилев был назначен в г. Петровск Ростовского уезда на должность дьякона Петропавловской церкви, а через некоторое время переведен в Ростов в Рождественский женский монастырь. В 1842 г. он был рукоположен здесь в сан священника.

Рождественский монастырь был основан в конце XIV в. племянником преп. Сергия Радонежского архиепископом Ростовским Феодором. А. Израилев заинтересовался историей обители, расположенной недалеко от Кремля, посещал монастырскую библиотеку, хотя времени для серьезных занятий не хватало. А. А. Израилев был по-прежнему стеснен материально, получал от казны в год 11 руб. 43 коп., а от монастырских доходов – 94 руб. 41,5 коп.

Вскоре по приезде в Ростов он женился, а семья потребовала огромных расходов. К тому же, дети часто болели. Казалось, любимое увлечение будет забыто. А. А. Израилеву приходилось подрабатывать в качестве законоучителя в женской Мариинской прогимназии, расположившейся прямо у стен монастыря, и во 2-м приходском училище, а с 1862 г. он преподавал и в уездном училище. Поэтому его награды, полученные в 50-е--60-е годы, отмечали именно его усердную и ревностную службу и исправление должности законоучителя. В числе наград были бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте (1856 г.), набедренник от архиепископа Ярославского и Ростовского Нила (1859 г.), бархатная фиолетовая скуфья от святейшего Синода (1863 г.) и бархатная фиолетовая камилавка (1867 г.).

С воцарением Александра II оживилась общественная и культурная жизнь России. Для древнего Ростова с его разрушающимися памятниками настало благодатное время. Однажды вечером 18 апреля 1861 г. в Ростовском Кремле появилась комиссия из пяти человек, в составе которой был Израилев  – один из инициаторов осмотра памятников. Тогда-то и возникла мысль о необходимости реставрации. Управляющий губернией князь Л.В. Оболенский поручил эту работу ростовскому купцу И. И. Хранилову, а тот привлек к своим трудам владельца крупной библиотеки П.В. Хлебникова. Именно П.В. Хлебников предложил А. А. Израилеву создать камертоны, настроенные под соборные колокола, чтобы в случае гибели какого-либо из них восполнить потерю и сохранить гармонию звучания. В то время трудно было найти человека, не беспокоившегося за судьбу колоколов. Еще в начале ХIХ в. были утрачены ноты старинных звонов, и звонари полагались только на слух. Понимание того, что Ростовские звоны, как и Ростовский Кремль в целом были вершиной искусства допетровской Руси, раскрывало невероятные масштабы работы, которые предстояло выполнить. Здесь одного увлечения было мало, и А. Израилев отказался от предложения Хлебникова. Но это не был категорический отказ. Осенью 1870 г. из Петербурга был, наконец, получен эталонный камертон. Он был принят в России в 1862 г., спустя 4 года после утверждения Парижской национальной Академией. В приобретении камертона А. А. Израилеву помог добрый знакомый – директор придворной певческой капеллы П.И. Бахметьев.

На основе эталона, совершавшего 870 простых колебаний в секунду, были созданы серии камертонов, из которых 56 экземпляров были представлены в отделе прикладной физики Московской политехнической выставки 1872 г.

Диапазон колебаний был от 435 до 870 Гц, каждый камертон отличался от соседнего разностью колебаний в 7-8 единиц. Представляя свои произведения, А. А. Израилев сообщил, что они были изготовлены с помощью особого акустического способа, отличного от известного тогда способа Шойблера, и что он – изобретатель этого прибора – надеется изготовить любой промежуточный камертон произвольно данного, даже дробного числа колебаний.

Выставка принесла А. А. Израилеву награду второй категории – Почетный адрес. В 1873 г. последовало приглашение участвовать в Венской выставке, принесшей новую награду – медаль Заслуги. Музыкальный центр Европы оценил русского мастера. В 1875 г. Пфейфер и Розенцвейг издали в Вене "Всеобщую оригинальную адресную книгу более выдающихся производительных, промышленных и ремесленных фирм Вены и Австро-Венгерских земель, а равно иных стран". В ней был помещен лестный отзыв о камертонах, а также еще раз сообщалось о приборе, изобретенном А. А. Израилевым, с помощью которого с большой точностью определялось число колебаний звучащих тел. Даже камертоны назывались "изобретенными", а не созданными. Среди представленных в Вене экспонатов была группа из 13 экземпляров, настроенных под тоны колоколов Ростовской соборной звонницы – первая серия подобных образцов.

Архив А. Израилева не сохранился. Уцелели две фотографии, наклеенные на лист домашнего альбома. Обе были вырезаны из какого-то журнала, и на них запечатлены А. А. Израилев и Ф. Лист. Сохранилась и часть текста статьи о мастере. Венгерский композитор был тесно связан с русскими коллегами, не раз бывал в России, но с 1865 г. по принятии сана аббата безвыездно жил в своем монастыре в Италии и занимался духовной музыкой. Не исключена возможность встречи А. А. Израилева с Ференцом Листом и их взаимное влияние друг на друга, так как Израилев в скором будущем начал использовать свои камертоны для исполнения на них духовной музыки.

Затем были медаль и диплом, полученные на выставке в Филадельфии в 1876 г., и медаль Парижской Национальной Академии на выставке в Париже в 1879 г., и, как следствие всего этого, всемирное признание. Апофеозом была Международная выставка 1882 г. в Москве, где А. А. Израилеву был вручен диплом, соответствующий серебряной медали. Московскую выставку посетил хранитель Московского политехнического музея и член Императорского Московского Археологического общества А.Н. Кельсиев, обративший особое внимание на камертоны. По его рекомендации А. А. Израилев был представлен крупнейшему физику того времени А.Г. Столетову, занимавшемуся вопросами акустики. Профессор возглавлял физическое отделение общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, развернувшее активную деятельность в 1882 г. На одном из заседаний А.Г. Столетов познакомил коллег с научной деятельностью А. А. Израилева, и 9 октября 1882 г. мастер был избран действительным членом общества, получив билет под № 64.

В начале 1883 г. Л. Н. Кельсиев прислал А. А. Израилеву письмо, в котором сообщал, что предпринял сочинение – "Курс русской археологии" – и хотел бы в отделе церковных древностей описать знаменитые Ростовские звоны. Кельсиев просил составить записку с указанием происхождения звонов, числа, размеров, тонов и нот. С этого времени А.А, Израилев приступил к точному исследованию всех 13 колоколов звонницы, итогом которого была уже упомянутая монография. Он использовал при этом свой прибор, описал звоны и положил их на ноты. Теперь он уже был уверен, что справится с этой задачей. 0б этом говорят факты предложений помощи в настройке колоколов ряда храмов, в том числе храма Христа Спасителя, строящегося в Москве, храма на месте гибели Александра II и др. Но эти предложения не были приняты. Только в начале 1884 г. пришло официальное признание заслуг А. А. Израилвва, почти одновременно с завершением работы над Ростовскими звонами. Рукопись через Л.Н. Кельсиева была переслана в Петербург к В.В. Стасову, который написал предисловие к первому изданию книги. Сам А. А. Израилев был представлен обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву, а 20 марта 1884 г. в Аничковом дворце удостоен Высочайшей аудиенции, на которой императорская чета познакомилась с коллекцией мастера. По заказу Александра III, А. А. Израилев настраивает колокола церкви Аничкова дворца и Петропавловской крепости, о чем делается представление в Академии Наук.

А. А. Израилев исполнял должность священника Рождественского монастыря до 14 января 1886 г., удостоившись дважды золотого наперсного креста от Святейшего Синода, орденов святой Анны 3 и 2 степеней, 31 марта 1885 г. он был возведен в сан протоиерея. Ростовский период жизни А. А. Израилева закончился, и он переехал в Москву, начав служить при храме 1-й московской мужской гимназии. Теперь он занимается настройкой колоколов в Москве, Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде, Варшаве, в Свято-Троицкой Лавре, Белове, в Донском монастыре и других местах. Не забыл он и родину. В селе Ваулово Романово-Борисоглебского уезда были установлены 14 колоколов на звоннице храма преподобного Александра Свирского, которые настраивал А. А. Израилев. Летом 1893 г. работа была закончена и оказалась последней крупной работой мастера, к сожалению, не сохранившейся до наших дней.

В 1892 г. А. А. Израилев оставил должность священника и поселился в Ярославле. С 1884 г. он был членом Ярославской ученой архивной комиссии, и вот теперь он стал завсегдатаем архивов, много печатается. Отдыхает только за камертонами, часто поет, сохранив до старости свой чистый тенор.

Занимаясь музыкой, А. А. Израилев решил устроить "Ионафановский" звон, в память 50-летия служения церкви Архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана, отмеченного 30 ноября 1893 г. Взоры мастера вновь были обращены к ростовской соборной звоннице, где в то время исполнялись три звона: Ионинский, Иоакимовский и Георгиевский. Для нового звона требовались колокола, один из которых – "Ясак", соответствовавший ноте "До" второй октавы, был в наличии при соборе (не на звоннице), а другой требовалось отлить так, чтобы он соответствовал ноте "Ми". Его изготовили на заводе П.И. Оловянишникова в Ярославле. 10 апреля 1894 г. А. А. Израилев обратился к Его Высокопреосвященству за позволением пожертвовать оба колокола для звонницы и разрешением обучить звонарей новому звону. 22 апреля новый колокол был освящен и повешен на колокольне, а после поздней литургии был произведен "Ионафановский" звон [ Прослушать Audio file (mp3, 2 Мб) ].

На колоколе, отлитом в Ярославле, сделана надпись с целью увековечения имени жертвователя и звона, указывающая, что звон произведен в гармонию А.А Израилевым.

20 мая 1901 г. А. А. Израилев приехал в Ярославль и поселился у дочери недалеко от Николонадеинской церкви, возле которой жил, учась в семинарии. Здесь он получил последний в своей жизни заказ: определить количество колебаний в секунду и тоны колоколов Николонадеинской церкви. Он решился сделать это на расстоянии, не выходя из квартиры, дождаться, когда будут ударять в один колокол, и определить с помощью камертона все, что нужно. Но не успел, почувствовал себя плохо и 9 июля 1901 г. скончался.

Согласно воле покойного, он был похоронен в Ростовском Богоявленском монастыре у могил близких ему людей. В день погребения звонили все колокола Ростова и Ярославля. Долго шли соболезнования как из различных уголков России, так и из-за рубежа. Соболезнование прислал Папа Римский. На могиле А. А. Израилева был поставлен памятник из белого мрамора с вырезанной сценой моления о чаше и финифтяной фотографией.

Итогом работы А. А. Израилева с колоколами Успенского собора явилась монография "Ростовские колокола и звоны", изданная в Петербурге. В круг его интересов входила также духовная музыка древнего Ростова. Все это было только частью его исследований церковно-археологических памятников, результаты которых вылились во множество статей, опубликованных в неофициальной части “Ярославских епархиальных ведомостей”, и ряд отдельных монографий. Подробно о печатных работах А. А. Израилева можно узнать в 6иблиографических справочниках. Сведения об его акустических работах по рукописям с примечаниями профессора Московского университета А.Г. Столетова, а также, описанием изобретенного им прибора для точной выверки камертонов и настройки колоколов появились в ряде научных изданий. Евгений Плешанов, ГМЗ "Ростовский Кремль"

«15 мая 1892 года протоирей Аристарх Александрович Израилев Всемилистивейше сопричастен к ордену Св.Владимира IV степени и вследствие его прошения определением Правительствующего Сената 2 ноября 1892 года признан с детьми своими в потомственном дворянском достоинстве и 15 января 1893 года внесен в третью часть дворянской родословной книги Ярославской губернии».

Источники:
Книга «Протоирей Аристарх Израилев (1817-1901). Труды, публикации, исследования», Москва: Московский колокольный центр, 2001.