1764
На крутом высоком берегу реки Касть располагается старинное село Большие Озерки, сохранившее один из самых интересных образцов каменного храмового зодчества на даниловской земле. Благодаря храму Успения Божьей Матери село получило свое второе название – Успенское в Озерках или Успенское-Озерки.Село никогда не было большим и состояло из нескольких крестьянских изб и усадьбы мелкопоместных дворян. В комплекс усадьбы помимо одноэтажного деревянного дома с мезонином и парка входила и одноглавая каменная Успенская церковь, являвшаяся центральной доминантой усадьбы. От нее до помещичьего дома шла липовая аллея, отдельные деревья от которой сохранились до настоящего времени.
Из книги «Российский провинциальный некрополь» узнаем, что церковь построена в 1764 году местным помещиком, боярином Иваном Ивановичем Поздеевым и его женой Еленой Ивановной. На нужды церкви ими было пожаловано также 36 десятин земли, в том числе усадебной. Скорее всего, семья Поздеевых владела усадьбой на протяжении второй половины XVIII века.
Похоронены оба благодетеля были тут же – у паперти церкви. Уже после смерти Поздеевых храм был расширен – достроена трапезная, а оба захоронения вошли в ее приделы. По воспоминаниям старожилов две металлические плиты действительно находились в правой части трапезной храма. Есть вероятность, что оба захоронения до сих пор сохраняются под грудами церковных кирпичей.
Одновременно с пристройкой трапезной, скорее всего, была пристроена и колокольня. По крайней мере, стилистически ее можно датировать именно концом XVIII века. Согласно сохранившимся фотоснимках и архивным источникам колокольня храма не была отдельно стоящей, а примыкала к трапезной.
С начала XIX века по 1841 год усадьба находилась во владении жены Тобольского гражданского губернатора Марии Петровны Шишковой, а после ее смерти перешла во владение внучки Анны Петровны Жилиной (по мужу фон Вилькен). Анна Петровна с семьей проживала в усадьбе до самой смерти в 1851 году, ведя переписку из Озерков с другом семьи – Петром Павловичем Ершовым, автором «Конька-Горбунка».
Сведений о переустройстве храма, относящихся к периоду владения усадьбой Шишковой и Жилиной, не имеется.
После смерти матери полноправной хозяйкой усадьбы стала Мария Ивановна фон Вилькен. Брат Марии Ивановны – Михаил Иванович фон Вилькен, будущий известный петербургский архитектор, в управлении усадьбой не участвовал.
Вместе с мужем, ярославским дворянином Яковом Афанасьевичем Ушаковым, Мария Ивановна многое сделала для обустройства усадьбы: при них была построена и маслобойка, и новая водяная мельница. Значительные вложения производились и в обустройство храма. Так, например, в 1893 г. Яков Афанасьевич и Марья Ивановна получили архипастырское благословение ярославского владыки за пожертвования в пользу Успенской церкви с. Озерки. При Ушаковых в 1907 году к храму пристраивается холодная паперть.
Надо сказать, что фигура Якова Афанасьевича Ушакова была довольно интересной – уже в 22 года он был приговорен к смертной казни через расстрел «за распространение вредных идей между фабричными работниками», который, к счастью, был заменен на ссылку в Сибирь, но уже в зрелые годы Ушаков был избран членом Государственного Совета по выборам и Даниловским предводителем дворянства.
По состоянию на 1908 год церковь имела три престола: во имя Успения Божьей Матери в холодном помещении четверика, во имя Святителя Николая Чудотворца по правую сторону в трапезной и во имя Преподобного Александра Свирского – по левую сторону. Приход храма насчитывал 650 прихожан из 9 селений, включая Б.Озерки; храм располагал причтовым капиталом в процентных бумагах в 7607 рублей, чем мог похвастаться не каждый сельский храм. В селе была земская народная школа, а также бесплатная народная библиотека читальня, основанная еще в середине XIX века священником храма Арсением Алексеевичем Смоленским.
В такой среде прошло детство известного поэта и переводчика Николая Николаевича Ушакова (1899-1973), внука Марии Ивановны и Якова Афанасьевича Ушаковых, что не могло не отразиться на его творческом пути.
После революции в здании сельской школы размещался дом отдыха, а церковь использовалась как клуб. С 1941 года и по настоящее время храм используется в качестве хранилища для сена. От некогда великолепного храма остался лишь объем четверика. Колокольня и трапезная утрачены, как и церковная ограда. От окружавшего храм кладбища, к сожалению, осталось лишь белокаменное надгробие Смуровой Алевтины Никитичны, по всей видимости, жены одного из священнослужителей. Захоронения владельцев усадьбы, а все они были похоронены на церковном кладбище, до настоящего времени не сохранились.
Несмотря на существенные разрушения храма основной его объем, датированный 1764 годом, состоящий из четверика и восьмерика на нем, уцелел. Стены фасадов четверика украшены по вертикали по углам парами лопаток. Средние окна обрамлены кирпичными полуколоннами и увенчаны кокошниками в виде трех лепестков. Стены восьмерика гладкие, наличник окон второго яруса аналогичен наличнику окон нижнего яруса. Под окнами – крестообразные ниши. Каждый ярус завершается карнизом из напуска кирпича с сухариком.
Четверик храма увенчан восьмигранной купольной крышей и главой на восьмигранном световом барабане, апсида полуциркулярного очертания. Внутри четверика сохранились живописные фрески в круглых медальонах. Но, несмотря на большие утраты, храм включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Ярославской области.
В настоящий момент в селе лишь 2 жилых дома, а о существовавшей здесь усадьбе напоминает лишь порядивший парк с единичными посадками лип, кедров, заиленные пруды, помещичий дом последних владельцев усадьбы сгорел в 2006 году.
Храм включен в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Ярославской области.