1785
Старинное торговое село Горинское по-настоящему может гордиться прекрасно сохранившимся храмовым комплексом. Известна история его возведения. В 1779 году местное духовенство подняло вопрос о постройке в селе новой, каменной церкви. Получив разрешение ростовского архиепископа Самуила (Миславского), мастера принялись за работу. К 1785 году была завершена теплая церковь, оба престола которой – Святителя Николая Чудотворца Мирликийского и Благовещения Пресвятой Богородицы — находились в трапезной. Летняя пятиглавая церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, кубический объем которой с востока примыкает к трапезной, строилась за недостатком средств очень долго и была завершена лишь в 1805 году. Появились приделы во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и Преподобного Сергия Радонежского. В середине XIX века у северного и южного порталов храма были выстроены массивные притворы, фасады которых украсили портики ионического ордера с треугольными фронтонами. Перекрытым сомкнутым сводом двусветный четверик несет пять широко расставленных глав. Центральная глава световая, боковые — декоративные. Оформление самого четверика, а также апсиды и равной по площади летнему храму небольшой, квадратной в плане трапезной выполнено в традициях позднего барокко и отличается плоскостным характером. На углах объемов — мелко рустованные лопатки. Высокие, со скругленным верхом оконные проемы украшены замковым камнем; над ними — небольшие прямоугольные филенки. По верху стен идет широкий многообломный карниз.
Стремясь обогатить силуэт здания, строители увенчали его высокими чешуйчатыми главками усложненной формы — "с перехватом".
Колокольня Троицкой церкви гораздо оригинальнее самого храма. Над кубическим нижним ярусом поднимается мощный восьмигранный столп, завершенный не обычным для такого типа колоколен шатром, а четырьмя поставленными друг на друга восьмериками, прорезанными высокими арками звона. Верхний восьмерик перекрыт сомкнутым сводом, который служит основанием для граненого барабана и небольшой фигурной главки. Ярусные колокольни такого типа, относящиеся к рубежу XVII—XVIII веков, известны лишь в самом Ярославле — у церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, у церкви Никиты Мученика. Можно думать, что именно последняя, с ее скромной отделкой и некоторой тяжеловесностью нижних ярусов, и была взята за образец при возведении колокольни в Горинском.
В интерьере Троицкой церкви сохранился великолепный барочный иконостас конца XVIII века, состоящий из трех ярусов больших икон в резных фигурных рамах, чередующихся с тремя ярусами круглых медальонов. Над царскими вратами помещен увенчанный короной пышный балдахин. В алтаре привлекает внимание ажурная резная сень на четырех колоннах над главным престолом и расположенные по сторонам от нее небольшие классические иконостасы приделов во имя Сергия Радонежского и Иоанна Предтечи. Интересны и находящиеся в трапезной иконостасы Никольского и Благовещенского приделов.
Выкрашенные в синий цвет стены храма украшают лепные детали: каннелированные пилястры, карнизы, фигурные рамы живописных композиций. Несколько обветшавшие темперные росписи стен относятся к первой половине XIX века. В сводах помещены восемь композиций на темы Священного Писания, в алтаре — "Тайная вечеря", по стенам — евангельские сюжеты и декоративные мотивы. Широко применяется имитация лепнины средствам живописи. Масляная живопись на стенах и сводах трапезной лет на сто моложе основных росписей. Из икон, хранящихся в Троицкой церкви, наиболее интересен образ Николы с избранными святыми на полях, помещенный в особый киот. Его можно датировать XVII столетием. Привлекают внимание также иконы: "Андриан Пошехонский" в серебряном окладе и "Явление Богоматери Сергию Радонежскому". В алтаре хранится резное деревянное распятие, относящееся, по-видимому, к XVIII столетию.
Церковь окружена оградой, квадратные башенки по углам кладбища, купола их завершаются небольшими шпилями. При северной части церковной ограды находится каменная часовня и шесть бывших церковных лавок.
Вход на кладбище оформлен кирпичными воротами, имеющими три арочных проема. Над центральным большим проемом имеется завершение в виде фронтона, на котором возвышается деревянный крест.